«Платформенная революция»: что принесут новые законы о платформенной экономике селлерам и владельцам ПВЗ? Полный обзор

< Все темы
Печать

Сегодня, 3 июля 2025 года, случилось то, чего рынок электронной коммерции ждал с замиранием сердца и одновременно с долей беспокойства: Правительство России официально внесло в Госдуму два масштабных и принципиально важных законопроекта, способных навсегда изменить правила игры на маркетплейсах. Это не просто рядовые правки — это буквально выстраданные инициативы, за которые боролись ассоциации, компании, тысячи протестующих селлеров и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Весь рынок последние несколько лет взывал о том, что платформы диктуют свои условия, изменяя правила на ходу и создавая среду неопределённости и незащищённости. Теперь же, похоже, власти решили поставить точку в этом вопросе и чётко очертить «границы дозволенного».

Оба документа — основной законопроект «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики» и сопровождающий его пакет изменений в законодательство о защите прав потребителей и торговле — охватывают весь спектр взаимоотношений маркетплейсов, селлеров, владельцев ПВЗ и покупателей. Государство наконец пытается создать прозрачные и понятные правила, обязав крупные платформы «играть в открытую».

Автор статьи — Александр Ефимов, руководитель юридической фирмы Фокс Лигал Консалтинг, правовед и эксперт в области права электронной коммерции.

Что именно регулируют законопроекты?

1.1. Общая суть и цели регулирования платформенной экономики

Правительство России определило, что «платформенная экономика» — это, прежде всего, система отношений, которые складываются вокруг цифровых платформ, таких как маркетплейсы и агрегаторы услуг. Если раньше маркетплейсы действовали практически в свободном режиме, регулируя отношения с селлерами и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по собственным внутренним правилам, то теперь государство намерено внести ясность и защитить слабых игроков рынка.

В основе новых законопроектов лежит несколько фундаментальных принципов: прозрачность всех отношений между участниками, добросовестность действий, защита прав каждой из сторон и создание справедливого баланса интересов. Идея состоит в том, чтобы прекратить произвол крупных платформ, которые нередко ставили селлеров и владельцев ПВЗ перед внезапными и невыгодными изменениями правил игры.

Основной законопроект «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики» представляет собой базовый документ, впервые вводящий четкие и ясные требования к операторам платформ. Законопроект-спутник, сопровождающий основной документ, конкретизирует и дополняет существующие законы о защите прав потребителей и регулировании торговли. Например, в законе о защите прав потребителей появляются пункты, прямо указывающие на ответственность операторов платформ за убытки покупателей, вызванные неверной информацией о товарах или услугах (статья 1 законопроекта-спутника).

1.2. Главные действующие лица и новые термины

Новые законы чётко вводят и поясняют основные термины и роли на рынке. Во-первых, появляются понятия «цифровая платформа» и «посредническая цифровая платформа». Под последней законопроект понимает сервисы, которые обеспечивают возможность заключать сделки между продавцами (селлерами) и покупателями, не являясь при этом непосредственными продавцами (статья 2 пункт 7).

Далее, законопроекты разграничивают участников рынка на несколько категорий: операторы платформ (маркетплейсы), партнёры (селлеры и владельцы ПВЗ, а также исполнители-физлица) и пользователи (покупатели). Каждая из этих категорий получает свои конкретные права и обязанности, что делает рынок гораздо более прозрачным.

Важнейшее новшество — это создание единого реестра посреднических цифровых платформ (статья 4 основного законопроекта). Включение в этот реестр станет обязательным для всех крупных платформ, работающих в России, что позволит государству эффективнее контролировать выполнение законов.

Новые условия работы селлеров на маркетплейсах

2.1. Права и гарантии для селлеров

Для селлеров одним из самых долгожданных изменений стало появление строгих требований к прозрачности условий договоров с маркетплейсами. Теперь платформы обязаны максимально чётко и детально прописывать условия сотрудничества: от механизма предоставления скидок до полного перечня санкций и штрафов, которые они вправе применять к селлерам (статья 5 пункт 4 основного законопроекта). Никаких сюрпризов и внезапных штрафов без объяснения причин — это именно то, чего так давно добивался рынок.

Ещё один важный момент — регулирование скидок. Теперь платформа не сможет навязать селлеру скидку за его счёт без явного согласия последнего (статья 9 пункт 4). Более того, селлер может отозвать ранее данное согласие на скидку, и платформа обязана учитывать это требование (статья 9 пункт 5).

Но особенно значимым представляется запрет на произвольные изменения условий договоров со стороны маркетплейсов. Если раньше платформы часто меняли условия буквально за сутки, то теперь они обязаны предупреждать селлеров не менее чем за 45 дней о любых серьёзных изменениях, таких как увеличение комиссии или введение новых штрафов, и за 15 дней о других, менее значимых правках (статья 12 пункты 1-2).

Также впервые селлеры получили гарантированный доступ к информации о взаиморасчётах и механизмах формирования рейтинга товаров и партнёров (статья 11). Теперь никакой закрытости и манипуляций с рейтингами быть не должно.

Комментарий юриста:

Это, безусловно, долгожданный шаг вперёд: теперь селлеры получают защиту от произвола платформ. Однако остаётся опасение, что платформы найдут неформальные рычаги давления — например, манипулируя рейтингами или позициями товаров в поисковой выдаче.

2.2. Ответственность селлеров перед потребителями (по законопроекту-спутнику)

С другой стороны, селлеров ждут и более строгие правила размещения товаров. Законопроект-спутник прямо запрещает продажу товаров, не имеющих обязательных документов — сертификатов соответствия, деклараций и маркировки (статья 2 законопроекта-спутника). Это означает, что селлерам необходимо заранее готовиться к новым требованиям и учитывать, что ответственность за нарушения таких условий будет серьёзной.

Комментарий юриста:

Несмотря на позитивную цель усилить защиту потребителей, селлерам стоит готовиться к дополнительным расходам на сертификацию и маркировку товаров. Это, несомненно, станет дополнительной нагрузкой, особенно для малого и среднего бизнеса.

Новые правила и обязанности владельцев ПВЗ

3.1. Требования к инфраструктуре ПВЗ

Законопроект впервые чётко и детально регламентирует работу пунктов выдачи заказов. Владельцы ПВЗ получат понятные правила и ответственность: закон устанавливает, кто именно и за что отвечает в случае повреждения или утраты товаров, и как будет проходить процесс их возврата покупателю или обратно продавцу (статья 19 пункт 2 основного законопроекта).

При этом владелец ПВЗ не будет автоматически признаваться торговым объектом, если он не осуществляет торговлю товарами, не заказанными через платформу (статья 19 пункт 3). Это означает упрощение административных процедур и снижение затрат на содержание ПВЗ.

Комментарий юриста:

Позитивная сторона новых требований очевидна: владельцы ПВЗ наконец получили прозрачные правила работы, что снижает риски неопределённости и необоснованных претензий. С другой стороны, можно ожидать усложнения процедур при возврате товаров, особенно при массовых возвратах, что потребует от ПВЗ дополнительного контроля и затрат.

Таким образом, законопроекты, несмотря на ряд возможных сложностей и дополнительных расходов, в целом создают гораздо более понятные, прозрачные и предсказуемые условия для работы всех участников рынка платформенной экономики.

Работа с потребителями: что изменится?

4.1. Новые механизмы защиты прав потребителей

Одним из наиболее важных новшеств, предусмотренных законопроектами, является существенное усиление защиты прав покупателей на маркетплейсах. Теперь потребитель сможет предъявлять претензии напрямую через интерфейс маркетплейса, минуя сложную цепочку общения с селлерами и посредниками (статья 1 законопроекта-спутника).

Важный момент: платформы обязывают технически обеспечить возможность возврата денежных средств и самих товаров, если покупатель выявил недостатки. В случаях, когда доставка была выполнена с использованием логистической инфраструктуры платформы, оператор обязан организовать возврат товара продавцу (статья 1 законопроекта-спутника, пункт 4).

Комментарий юриста:

Для покупателей это, конечно, приятная и долгожданная новость — существенно упрощается процесс возврата и урегулирования претензий, повышается доверие к онлайн-шопингу. Но для маркетплейсов это означает дополнительные административные и финансовые расходы, что может косвенно привести к росту комиссий для селлеров или даже повышению цен на товары.

4.2. Ответственность платформ перед покупателями (законопроект-спутник)

Ещё одна ключевая норма вводит прямую ответственность платформ за убытки потребителей, вызванные недостоверной или неполной информацией о товарах и услугах. Раньше маркетплейсы зачастую избегали прямой ответственности, перекидывая её на селлеров, но теперь законодатель закрепляет, что именно оператор платформы обязан нести такую ответственность (статья 1 законопроекта-спутника, пункт 1).

Кроме того, операторы обязаны обеспечить технические возможности для удовлетворения требований покупателей по возврату денег или компенсации убытков. Таким образом, маркетплейсы больше не смогут дистанцироваться от конфликтов между покупателями и селлерами, что повысит уровень ответственности платформ перед конечным потребителем (статья 1 законопроекта-спутника, пункт 5).

Особенности взаимодействия платформ с физлицами-исполнителями услуг

Законопроект детально описывает отношения платформ с физическими лицами, оказывающими услуги. Здесь появляется важное разграничение: такие отношения не должны считаться трудовыми, что защищает платформы от претензий трудовых инспекций, а исполнителей — от необоснованных требований и санкций операторов платформ (статья 15 основного законопроекта).

Исполнители получают возможность свободно выбирать заказы, работать одновременно на нескольких платформах и свободно отказываться от предложенных заказов без каких-либо штрафов и санкций (статья 15, пункт 1). В свою очередь, платформы обязаны опубликовать чёткие стандарты качества и безопасности выполняемых работ (статья 17, пункт 1).

Комментарий юриста:

Это позитивный момент для исполнителей — теперь они получают защищённый и прозрачный режим работы с возможностью свободно управлять своим временем и ресурсами, но всегда есть но. Трудовой кодекс защищал их гораздо сильнее. Другой вопрос, что не во всех случаях он применим к платформенным занятым (например, таксистам. Однако есть риск, что платформы будут как обычно перекладывать часть ответственности за качество услуг именно на исполнителей, пытаясь избежать прямых претензий со стороны потребителей.


Иностранные платформы: кого и как будут контролировать?

Законопроект также уделяет внимание иностранным платформам, работающим на российском рынке. Для иностранных операторов усиливаются правила контроля и вводится обязательная регистрация в специальном реестре Роскомнадзора (статья 3 законопроекта-спутника). Это значит, что иностранные платформы будут обязаны выполнять российские законодательные требования и не смогут уклоняться от соблюдения новых норм.

Теперь иностранные платформы, даже если у них относительно небольшое число пользователей в России (до 500 тысяч пользователей в сутки), будут признаны «иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети Интернет на территории РФ» и должны будут следовать всем предусмотренным законодательством требованиям (статья 3 законопроекта-спутника, пункт 1).

Комментарий юриста:

В целом это явное преимущество для местных участников рынка — иностранные платформы больше не смогут избегать российских требований, что выравнивает условия конкуренции. Однако нельзя исключать негативного сценария, при котором некоторые иностранные игроки предпочтут уйти с российского рынка, чем соответствовать новым условиям.


Разрешение споров и обжалование решений платформ

Важным и долгожданным новшеством станет обязательная процедура досудебного урегулирования споров, связанная с действиями платформ. Теперь любой селлер или владелец ПВЗ, не согласный с действиями маркетплейса (например, применением санкций, штрафов, ограничением доступа к личному кабинету или блокировкой карточек товаров), обязан подать жалобу на платформу до обращения в суд (статья 14 основного законопроекта, пункт 1).

Маркетплейс, в свою очередь, обязан рассмотреть такую жалобу в течение 15 дней и, если она обоснована, отменить ранее принятые меры в течение 48 часов (статья 14, пункт 4). Это значительно упрощает защиту интересов партнёров платформ и ограничивает произвол операторов.

Комментарий юриста:

С одной стороны, это долгожданный механизм, который позволяет быстро и эффективно решать конфликты без обращения в суд. С другой стороны, есть риск формального подхода к рассмотрению жалоб, когда платформы будут использовать процедуру просто как ещё одну бюрократическую преграду. Важным станет то, насколько внимательно контролирующие органы будут следить за соблюдением этого правила.

Что эти законопроекты принесут рынку?

8.1. Позитивные изменения

Новые законопроекты, несмотря на возможные сложности реализации, обещают внести существенные позитивные изменения в российский рынок электронной коммерции. Прежде всего, это повышение прозрачности взаимоотношений между маркетплейсами, селлерами, владельцами ПВЗ и потребителями. Участники рынка наконец получат понятные, чётко сформулированные правила, которые будут едины для всех без исключения. Больше не будет возможности внезапно менять условия работы, вводить новые санкции или манипулировать скидками и рейтингами товаров.

Значительно усилится защита интересов селлеров и владельцев ПВЗ от произвольных решений платформ, что сделает бизнес-процессы более предсказуемыми и управляемыми. Долгожданным изменением является введение обязательной процедуры досудебного урегулирования споров, что позволит селлерам оперативно защищать свои права и избегать затяжных судебных разбирательств.

Для конечного потребителя это значит существенное повышение доверия к онлайн-покупкам. Теперь маркетплейсы несут прямую ответственность за качество информации о товарах и услугах, а также за оперативное и комфортное решение всех возникающих проблем покупателей.

8.2. Потенциальные негативные последствия

Однако стоит учитывать и вероятные сложности, которые могут появиться после вступления законопроектов в силу. Одной из главных потенциальных проблем является увеличение издержек как для селлеров, так и для операторов платформ, связанных с необходимостью выполнять новые строгие требования к сертификации и маркировке товаров, а также обеспечения технических условий для решения споров с потребителями.

Не исключено, что это приведёт к росту комиссий на платформах или даже к повышению розничных цен на товары. Для малого и среднего бизнеса соблюдение таких условий может оказаться особенно сложным и финансово затратным.

Также существует риск ухода некоторых иностранных платформ с российского рынка из-за новых, достаточно строгих требований. Это может ограничить конкуренцию и выбор для потребителей, хотя и откроет больше пространства для российских маркетплейсов.


Заключение: Чего ждать и к чему готовиться уже сегодня?

Юристы рекомендуют селлерам и владельцам ПВЗ уже сейчас начать подготовку к новым условиям, несмотря на то, что вступление законов в силу запланировано на 1 марта 2027 года. Этот переходный период — отличная возможность проверить все бизнес-процессы на соответствие будущим требованиям, заранее скорректировать договорные отношения с платформами и подготовиться к новым стандартам работы с потребителями.

Используя новые законы, селлеры и владельцы ПВЗ могут повысить свою конкурентоспособность: прозрачные и понятные условия работы позволят сконцентрироваться на качестве сервиса и товара, а не на постоянной борьбе с неопределённостью и рисками.

Маркетплейсы также вынуждены будут адаптироваться к новому регулированию, что, в конечном счёте, может привести к улучшению их внутренней организации, повышению качества обслуживания и формированию более ответственной корпоративной культуры.

Итоговая рекомендация юристов:

До вступления в силу новых правил остаётся достаточно времени. Воспользуйтесь им с максимальной пользой: проведите аудит своих текущих бизнес-процессов, пересмотрите отношения и возможные разногласия с маркетплейсами и поставщиками, оцените потенциальные расходы и риски. Чем раньше вы начнёте эту подготовку, тем более комфортным и успешным станет переход к новым условиям работы. Помните, что правила игры изменятся навсегда, и лучше встречать изменения во всеоружии, чем быть застигнутым врасплох.

Обратиться к нам в Fox Legal Consulting: t.me/foxlegalbot 

Подписывайтесь на наш канал: t.me/foxlegal 

Оглавление